В Киеве поставили спектакль о шведском короле

Главная » Новости » В Киеве поставили спектакль о шведском короле

Монаршие особы нередко становятся героями фильмов, романов, сериалов, мюзиклов, произведений живописи и скульптуры, пьес. И чем драматичнее и эксцентричнее правитель, тем он идеальнее для того, чтобы оставить след не только в истории, но и в искусстве.

Личность короля Швеции Эрика XIV – один из примеров идеального персонажа для театральной драматургии.

23 и 25 апреля в одном из главных украинских и киевских театров Национальном драматическом академическом театре им. Ивана Франка состоялась премьера спектакля по пьесе Августа Стриндберга «Эрик XIV». На украинской сцене эта пьеса ставится впервые. Постановка произведений Стриндберга в истории и современности театрального искусства свидетельствует о профессионализме и театра, и его труппы, самого высокого уровня. В России пьесу «Эрик XIV» ставил театр им. Вахтангова в 1921 году. Роль короля Эрика сыграл Михаил Чехов.

Сама пьеса написана в далёком 1899 году, но не утратила актуальности сегодня.  Конфликт человека и власти, амбиций и долга – темы всегда злободневные.

Если рассмотреть исторические реалии, то они не так трагичны, как описывает Стриндберг. Эрик XIV остался в истории Швеции как король-реформатор, правитель, наделённый многими талантами, но в тоже время тонкой душевной организации, что делает его идеальным объектом для манипуляций и критики окружающих. По некоторым историческим свидетельствам Эрик страдал шизофренией. Местная знать, особенно семейство Стуре,  ненавидит Эрика и эта ненависть взаимна. Простой же народ любит своего «бедного короля Эрика».

У короля всего три верных человека – возлюбленная и мать его детей Карин Монсдоттер, советник и друг Йоран Перссон и аристократ Нильс Юлленшерн. Но и им Эрик не доверят, доводя их самих порой до безумия противоречивостью своих поступков и решений. Иногда не совсем понятно, кто их них больший сумасшедший – они или его величество. Настроение короля меняется в считанные минуты от одной крайности к другой, от нежности к жестокости, от благородства к подлости.

Вместе с актёрами зрители катаются на этих эмоциональных качелях на протяжении трёх часов.  

Режиссёр-постановщик спектакля и художественный руководитель театра Станислав Моисеев решил перенести действие в современность. Но сделано это почти незаметно, в основном за счёт художественного оформления. Как результат, зритель попадает в некое пространство вне времени.

Станиславу Моисееву также принадлежит идея музыкального оформления пьесы – музыка из фильмов американского режиссёра жанра артхаус Джима Джармуша. Музыка Джима Джармуша идеально вписывается в концепцию постановки и создаёт нужное настроение и атмосферу.

Декорации минималистичны, но несут большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Художник-постановщик Андрей Александрович-Дочевский прибегнул к символизму такого сооружения как мост, который по своей сути должен объединять. В конце спектакля зрителей ждёт неожиданный поворот, связанный с этим мостом. К слову сказать, финал спектакля не там, где у Августа Стриндберга в пьесе. Однако, если проанализировать постановку, логичнее нельзя было придумать.

Главные роли достались ведущим актёрам театра. Короля Эрика XIV сыграл актёр Евгений Нищук. Это первая его большая роль на сцене театра Франка. Почти девять месяцев Евгений был министром культуры и искусств Украины. Как признается сам актёр, это, как ни странно помогло ему понять своего героя. Евгению пришлось искать в себе несвойственные ему в реальной жизни черты. Йорана Перссона сыграл Алексей Богданович. По его словам в этой пьесе и спектакле актёрская труппа не играет плохих или хороших людей. Они играют людей в определённых жизненных обстоятельствах. Ведь каждый человек в разной ситуации проявляется по-разному. Актриса Татьяня Шляхова, сыгравшая Карин, по-женски смогла понять человеческую суть короля Эрика:

«Он был добрым и сентиментальным. Но он считал это слабостью и боялся этих

проявлений. Он просто не выдержал бремя власти».

Возможно, скоро спектакль повезут с гастролями в Европу. До конца театрального юбилейного 95го сезона в театре Франка «Эрик XIV» значится в афише четыре раза.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Национального академического драматического театра им. Ивана Франка

Фотографы Валерия Ландар и Юлия Вебер

 

 

Все новости