1 И 2 ДЕКАБРЯ | SOTHEBY'S | РУССКИЕ ТОРГИ

Главная » События » 1 И 2 ДЕКАБРЯ | SOTHEBY'S | РУССКИЕ ТОРГИ

Лондон | Mitzi Mina: mitzi.mina@sothebys.com | Hanae Rebelo: Hanae.rebelo@sothebys.com

Неделя русских торгов Sotheby’s

Топ-лотами аукционов станут шедевры Фабержеиз собрания Бруклинского музея

В этом сезоне на русских торгах Sotheby's, запланированных на 1 и 2 декабря, будет представлен большой выбор произведений, созданных великими русскими мастерами. Главным украшением аукциона, который будет в прямом эфире транслироваться из Лондона, станет уникальная коллекция изделий фирмы Карла Фаберже, предоставленная Бруклинским музеем, Нью-Йорк; выручка от ее продажи пойдет на формирование фонда, благодаря которому музей сможет финансировать хранение своего собрания.

В начале лета с успехом прошли аукционы русской живописи и русского декоративно-прикладного искусства, Фаберже и икон; по итогам обоих аукционов были установленыновые ценовые рекорды: полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив» стало самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на онлайн-аукционе, за беспрецедентно высокую цену была куплена и икона работы Фаберже. В первых числах декабря Sotheby's вновь предложит коллекционерам шедевры мастеров, творивших вразные периоды истории русского искусства и представляющих основные его направления.

Фаберже и предметы русского искусства из собрания Бруклинского музея. Полученные средства будут направлены на поддержку коллекции музея. (2 декабря, 14:00 по московскому времени)

Наряду с работами импрессионистов, модернистов и современных художников, уже предложенных на аукционах ранее, 2 декабря Бруклинский музей представляет на торгах 12 предметов, созданных мастерами знаменитого российского ювелирного дома, а также пять предметов, созданных современниками Карла Фаберже.

На средства, вырученные Бруклинским музеем по итогам аукциона Sotheby’s, будет создан Фонд поддержки музейной коллекции. Фонд поможет музею покрыть расходы на хранение коллекции, реставрацию и уход за произведениями искусства в период экономической нестабильности. (Дополнительную информацию о фонде вы найдете в разделе «К сведению редакторов».)

Центральным лотом аукциона, который пройдет 2 декабря, станет великолепная ваза из дымчатого кварца на золотом основании (лот 12, эстимейт: £300 000–500 000). Эта уникальная для фирмы Карла Фаберже вещь является редким шедевром гранильного мастерства и входит в число величайших технических и эстетических достижений главного мастера фирмы Михаила Перхина. Высеченная из крупного куска дымчатого кварца и установленная на основание из золота высшей пробы ваза была самым дорогим и самым щедрым из императорских подарков, преподнесенных великим князем Алексеем Александровичем (1850–1908) актрисе Михайловского театра Элизе Балетта. Из коллекции музея, собранной в 1950-е годы и известной высоким качеством и богатой выставочной историей, также происходят несколько других работ фирмы Карла Фаберже, в том числе великолепные камнерезные статуэтки животных, удивительные цветы и потрясающие самоцветные часы.

Лот 4: Нефритовая фигурка быка, инкрустированная драгоценными камнями, фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург, ок. 1900 г., эстимейт: £50 000–70 000

Лот 2: Агатовая фигурка кота, инкрустированная драгоценными камнями, фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург, ок. 1900 г., эстимейт: £45 000–65 0003

Лот 5: Обсидиановая фигурка кролика, инкрустированная драгоценными камнями, фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург, ок. 1900 г., эстимейт: £45 000–65 000

Лот 3: Халцедоновая фигурка козленка, инкрустированная драгоценными камнями, фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург, ок. 1900 г., эстимейт: £50 000–70 000

Лот 1: Агатовая фигурка собаки, инкрустированная драгоценными камнями, фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург, ок. 1900 г., эстимейт: £45 000–65 000

Лот 11: Лазуритовые часы, украшенные драгоценными камнями, золотом, нефритом и гильошированной эмалью, мастер Хенрик Вигстрём, эстимейт: £80 000–120 000

Русская живопись (1 декабря, 14:00 по московскому времени)

Главным лотом аукциона русской живописи, который пройдет 1 декабря, станет «Зимняя ночь» (лот 97, эстимейт: £1,5–2 млн), важная работа Наталии Гончаровой. Написанная маслом картина относится к раннему Нео примитивистскому периоду в творчестве одной из самых ярких представительниц русского авангарда. Предстоящий аукцион предоставит коллекционерам редкую возможность приобрести работу, созданную Гончаровой до эмиграции из России. Для художницы, часто писавшей не отдельные произведения, а целые циклы картин, времена года имели особенное значение. Изысканная балюстрада и дамские наряды в «Зимней ночи» ясно дают понять, что действие этой сцены происходит в Москве. Не секрет, что Гончарова в студенческие годы часто ходила гулять в Петровский парк — там она любовалась деревьями, птицами и животными, к которым была привязана еще с детства, проведенного в Тульской губернии. Парк и парковый пруд предстают в разные времена года на многих картинах художницы, созданных в этот период, и, скорее всего, изображены и на настоящей работе.

Ярким открытием аукциона станет «Парнас» Генриха Семирадского (лот 14, эстимейт: £400 000–600 000) — эта картина дольше века принадлежала одной семье и никогда не участвовала в выставках и аукционах. Это уменьшенный авторский повтор последней монументальной работы живописца, ставшей одним из самых известных его произведений, — занавеса Львовского оперного театра. Работа над занавесом была закончена в 1900 году, а торжественное открытие оперного театра, на котором присутствовали артисты и многочисленные представители европейской культурной элиты, состоялось 4 октября того же года. «Парнас», композиция которого практически идентична львовскому занавесу, также датирован 1900 годом. Поэтому представленная картина — это не эскиз, а более поздняя, тщательно проработанная версия, исполненная в меньшем масштабе, скорее всего на заказ.

Из дневника художника мы знаем, что Константин Сомов написал «Спящую даму в комнате в платье XVIII века» (лот 59, эстимейт: £300 000–500 000) по просьбе Бернарда Вениаминовича Элькана, зубного врача, ценителя искусства и одного из самых увлеченных коллекционеров Петрограда. На протяжении трех десятилетий Сомов в своем творчестве возвращался к образу спящих или просто лежащих красивых женщин, и эти его картины пользовались неизменно высоким спросом среди почитателей его таланта. Картины маслом, созданные Сомовым во время его русского периода, нечасто появляются на аукционах, поэтому представленная «Спящая дама» станет настоящей находкой для коллекционеров.

Лоты 34–40 из собрания Виргинского музея изобразительных искусств; полученные от их продажи средства пойдут на пополнение музейной коллекции. Главным лотом в этой группе работ является картина Сергея Виноградова «Женщина на ступеньках» (лот 39, эстимейт: £250 000–350 000), которая входит в серию «На юге», созданную художником в 1915–1917 годах. Над этой серией, считающейся одной из вершин его творчества, художник работал в Крыму, в Алупке, куда ездил на лето вместе со своей студенткой из Строгановского училища и будущей женой Ириной Войцеховской. «Женщина на ступеньках» с ее широкими выразительными мазками и переливающейся многоцветной палитрой, главная роль в которой отведена ультрамарину, белому, нежно-зеленым и ярко-красным тонам, типична для серии с точки зрения техники, однако с точки зрения композиции эта картина, возможно, наиболее удачная. На Ирине, помещенной в центр композиции, кипенно-белое платье и те самые белые туфли, в которых она изображена почти на всех своих портретах конца 1910-х — начала 1920-х.

Еще одна значимая группа работ — это театральные эскизы из частной коллекции Патриции и Майкла Йорка. Представленные 27 работ (лоты 70–96) — это эскизы лидеров объединения «Мир искусства» Льва Бакста и Александра Бенуа, а также художников-авангардистов Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, которые придумывали для гремевшего в 1910–1920-х Русского балета Сергея Дягилева новаторские, а порой и провокационные костюмы и декорации.

Лот 70: Лев Бакст, эскиз костюма русской куклы к балету «Волшебная лавка», эстимейт: £15 000–20 0005

«Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже и иконы»

Дважды в год, на Рождество и Пасху, Императорский фарфоровый завод преподносил лучшие образцы своей продукции в дар императорской фамилии; представленная богато расписанная ваза (лот 126, эстимейт: £200 000–300 000) была подарена Николаю I на Рождество 1834 года. Николай I был известен как покровитель искусств, среди которых особенно высоко ценил фарфор. Во времена правления Николая I Императорский фарфоровый завод достиг наивысшего расцвета, продукция этого периода относится к лучшим образцам монументального фарфора. Некогда украшавшая императорский дворец ваза — один из шедевров Императорского фарфорового завода; она дает ясное представление о вкусах Николая I и входит в число изделий, которые принесли императорскому фарфору всемирную славу.

Помимо вазы, на аукционе будет представлен богато расписанный пласт (лот 127, эстимейт: £500 000–700 000), подаренный Николаем I (1796–1855) свояченице, принцессе Александрине Прусской (1803–1892) на Рождество 1852 года. Внушительных размеров фарфоровый пласт, расписанный талантливым мастером Императорского фарфорового завода Алексеем Красовским, упоминается в описи фарфоровых изделий, изготовленных для императора в качестве подарков на Рождество 1852 года, Государственного архива Российской Федерации (ф. 468, оп. 10, д. 659, с. 17). Это один из трех известных искусствоведам больших фарфоровых пластов того периода, единственный экземпляр, находящийся в частной коллекции, и исключительная по своему качеству и редкости вещь с безупречным провенансом.

Эти важные и редкие настольные часы (лот 25, эстимейт: £80 000–120 000), изготовленные из агата, серебра, гильошированной эмали и украшенные драгоценными камнями, были подарены великой княжне Елене Владимировне по случаю ее свадьбы с принцем Греческим и Датским Николаем в 1902 году московским генерал-губернатором Петром Павловичем Дурново. Коллекция великой княжны, приходившейся двоюродной сестрой Николаю II, в которую входили и представленные часы, стала одной из немногих коллекций, сохранившихся в неприкосновенности после революции 1917 года.

************

К сведению редакторов

Об аукционном доме Sotheby’s

С 1744 года Sotheby’s объединяет коллекционеров, владеющих всемирно известными произведениями искусства. Sotheby’s стал первым международным аукционным домом, который открыл отделение за пределами Лондона, в Нью-Йорке (1955), первым аукционным домом, который проводил торги в Гонконге (1973), Индии (1992) и Франции (2001), а также первым международным аукционным домом изобразительного искусства в Китае (2012). На сегодняшний день Sotheby’s имеет 80 отделений в 40 странах по всему миру и проводит аукционы в 10 различных аукционных залах, включая Нью-Йорк, Лондон, Гонконг и Париж. Sotheby’s предлагает коллекционерам воспользоваться возможностями Sotheby's Financial Services, единственной в мире компании, предоставляющей весь спектр услуг в сфере финансирования искусства, а также консалтинговые услуги для коллекционеров, музеев, корпораций, художников, поместий и фондов. Sotheby’s обеспечивает возможности для закрытых продаж в более чем 70 категориях, включая три розничных бизнеса: Sotheby's Wine, Sotheby's Diamonds и Sotheby's Home, интернет-площадка для дизайна интерьеров.

Instagram | Facebook | Twitter | YouTube | LinkedIn | Pinterest | WeChat | Weibo | Youku

* Предварительные оценки не включают премию покупателя или накладные расходы. Достигнутые цены включают аукционную цену плюс премию покупателя и накладные расходы и не включают никаких сборов, уплаченных покупателю, если покупатель предоставил безотзывное предложение цены.

Изображения предоставляются по запросу

Смотрите аукционы в прямом эфире и предлагайте цены в режиме реального времени, откройте для себя ценность произведения искусства, смотрите каталоги торгов, оригинальный контент и многое другое на сайте sothebys.com, и через приложения Sotheby’s для iOS и Android.

Коллекция Бруклинского музея

На средства, вырученные Бруклинским музеем по итогам аукциона Sotheby’s, будет создан Фонд поддержки музейной коллекции. Фонд поможет музею покрыть возросшие расходы на хранение коллекции, реставрацию и уход за произведениями во времена экономической нестабильности.

Под хранением коллекции понимаются действия, которые увеличивают срок жизни, практическую ценность или качество коллекции, тем самым гарантируя, что она будет приносить пользу обществу еще много лет. Сюда относится работа кураторов, хранителей, реставраторов и других сотрудников Бруклинского музея по сохранению, защите и уходом за коллекциями. Заработная плата сотрудников, непосредственно работающих с коллекцией, частично покрывается средствами фонда. С полной версией Политики хранения коллекции Бруклинского музея вы можете ознакомиться здесь (на английском).

Создание Фонда поддержки музейной коллекции — это совместная инициатива нескольких департаментов музея, участие в которой приняли кураторы, реставраторы и хранители, а также руководство и попечительский совет музея, единогласно проголосовавший за изъятие работ из коллекции музея.