К 20-летию Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»
Выставочный проект «Я так вижу!»
Избранные произведения русского искусства из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных.
Выставка приурочена к 20-летию Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»
Даты работы выставки: 18 марта – 23 июня 2022
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 21/5
Екатерина и Владимир Семенихины начали формировать собрание в середине 1990-х годов. Первыми произведениями в коллекции стали несколько картин, хранившихся в семье Екатерины.
С развитием деятельности компании «Стройтэкс», основанной Владимиром в 1995 году, и появлением новой недвижимости возникла идея пополнить небольшое семейное собрание произведениями русских классиков XIX века – Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Льва Лагорио, Алексея Боголюбова и других. Выбор, характерный для многих молодых коллекционеров этого времени, с детства знакомых с образцами работ классиков на вкладках учебника «Родная речь».
Следующим поворотным шагом стало увлечение живописью художников «Бубнового валета». Екатерине и Владимиру удалось собрать одну из лучших коллекций этой художественной группы, а в 2002 году, в связи с подготовкой одной из первых международных выставок художников круга «Бубнового валета» в Монако, был основан Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА». Фонд стал одним из первых открытых частных собраний – коллекционеры предоставляли произведения на выставки, поддерживали музеи и галереи современного искусства, включив в спектр своих интересов произведения неофициального искусства советского периода, а затем и российских современных художников.
В 2004 году в Монако с огромным успехом открылась выставка «Русские художники в объединении «Бубновый валет»: между Сезанном и авангардом», представленная затем в разных кураторских версиях в Русском музее и в Третьяковской галерее. Фонд продолжил сотрудничество с музеями и другими институциями по организации крупных международных проектов, среди которых были первая ретроспектива Эрика Булатова «Вот» (ГТГ, 2006) и выставка «Видение танца. К 100-летию «Русских балетов» С.П. Дягилева в Париже» (Монако – Москва, 2009).
В 2007 году открылись выставочные залы Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА», которые стали первым частным некоммерческим выставочным пространством Москвы. Однако коллекционеры не стали превращать фонд в некое подобие музея с постоянной экспозицией из собственного собрания, а выбрали стратегию кунстхалле, где могут проходить самые разные выставки, как русского, так и западного искусства XX и XXI века. Таким образом, к концу 2000-х годов фонд стал своего рода платформой, объединяющий самые разные направления в искусстве, кураторов, художников и зрительскую аудиторию.
Коллекционеры продолжали уделять внимание и пополнению собрания. С появлением фонда произошло условное разделение – часть произведений по-прежнему размещается в жилом пространстве, а другие работы, в особенности крупная скульптура, видеоарт и габаритные инсталляции, стали приобретаться для демонстрации в залах фонда.
Тем не менее, смещения фокуса в сторону какого-то одного направления коллекционирования или отказа от части собрания не произошло. Екатерина и Владимир продолжают приобретать произведения русской живописи XIX века, художников «Бубнового валета», нонконформистов, если на рынке появляются достойные произведения, которые могли бы дополнить ту или иную часть собрания.
Друзья и коллеги по коллекционированию часто упрекают Екатерину и Владимира во «всеядности», а собрание характеризуют как эклектичное, однако именно в этом и есть их стратегия – покупать то, что нравится, полагаясь на интуицию и взаимное согласие, не стремясь к жесткой системности, успешному инвестированию или соответствию общим тенденциям, но следуя собственному видению и выбору. Неслучайно, своего рода эпиграфом к выставке стал объект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина «Я так вижу» (2007).
В 2022 году Фонду культуры «ЕКАТЕРИНА» исполняется двадцать лет. Структура выставки отражает историю коллекции по главам – от момента обращения к не столь популярному на фоне рыночного «бума» классического русского авангарда «Бубновому валету», затем к неофициальному искусству или «второму авангарду», соцарту, московскому концептуализму, «золотому веку» русского современного искусства конца 1990-х и 2000-х, вплоть до произведений восходящих звёзд российской художественной сцены.
В экспозиции представлены более 150 произведений живописи, графики, скульптуры, медиаарта, а также объекты и инсталляции.