Еврейский музей открыл выставку русского авангарда

Главная » События » Еврейский музей открыл выставку русского авангарда

Еврейский музей и центр толерантности открыл

выставку русского авангарда

«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие» 

20 октября 2022 — 19 февраля 2023

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие».

Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности:

«Русский авангард — самое известное направление русского искусства в мире. Оно оказало колоссальное влияние на всю визуализацию современности: от изобразительного искусства до дизайна и моды. Но то, что широкий зритель совершенно оправданно воспринимает как простое или даже примитивное изображение, на самом деле является результатом эстетической революции, кардинального изменения взглядов на средства выразительности, перерождения отношения к жизни. И задача выставки, представляющей авангард, передать этот темп стремительных перемен, качественно другой ритм художественного мира, стремительно меняющегося от одного автора к другому. Мы очень надеемся, что каждый посетитель выставки сможет если не понять, то хотя бы уловить неповторимый дух авангарда и сверхзадачу авангардистских художников, а также увидеть беспредметность нашего мира так, как ее видели новаторы первой трети ХХ века».

Гостями вечера стали Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в РФ Александр Бен Цви, первый секретарь посольства, пресс-атташе Рами Теплицкий, советник Посольства Государства Израиль в Российской Федерации, глава представительства «Натив» в РФ г-жа Яна Агмон, руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, Зельфира Трегулова, Александр Клячин, Диана Затуловская, Анна Андронова, Ольга Ряженова, Наталья Валевская, Анастасия Рагозина, Фатима Мухомеджан, Эмма Салимова, Карина Ошроева, Диана Джанелли, Алексей Дорожкин, Наталья Лучанинова, Фёкла Толстая.

Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности:

«Мы открываем выставку, посвященную русскому авангарду. В ней мы рассказываем историю одного из самых ярких течений начала ХХ века — беспредметного искусства. На выставке зрители смогут увидеть не только сто шедевров из крупнейших музеев и частных собраний, но и узнать какие отношения были между художниками, чем отличался круг учеников Марка Шагала от круга Казимира Малевича, попытаться разобраться в противостоянии двух школ. Мы ставили перед собой задачу создать проект для самой широкой аудитории: сделать сложное простым, недоступное доступным, чтобы всякий, кто придет на выставку, смог понять, что же хотел сказать художник».

Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. Кураторы — Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей, научный консультант — Ирина Карасик. На выставке представлено 98 работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Вятского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея, Томского областного художественного музея, Ярославского художественного музея, Витебского областного краеведческого музея, Музея-усадьбы «Кусково», а также частных коллекций.

Среди художников, чьи произведения показаны в экспозиции, — Марк Шагал, Казимир Малевич, Лев Юдин, Константин Рождественский, Анна Лепорская, Илья Чашник, Николай Суетин, Валентин Курдов, Вера Ермолаева, Михаил Векслер, Павел Филонов, Михаил Матюшин, Эдуард Криммер, Роберт Фальк, Дмитрий Санников, Иван Гаврис и другие. Особое внимание гостей привлекла работа Анны Лепорской «Три фигуры». Пострадавшую в декабре 2021 года картину Государственная Третьяковская галерея предоставила на выставку в Еврейском музее после проведенной реставрации.

Андрей Сарабьянов, куратор выставки, исследователь русского авангарда:

«Прежде всего я хочу поблагодарить Еврейский музей и центр толерантности за прекрасную традицию, которая у нас сложилась. А традиция заключается в том, что мы делаем выставки русского авангарда — уже не первую и не вторую, а четвертую. Все они были очень разные и, что важно, очень живые. Настоящая выставка — не исключение. Когда мы ее готовили, у нас родилась идея показать период русского авангарда — короткий, но очень насыщенный, связанный прежде всего с именем Малевича — не просто академически — было так и вот так, — а изнутри, с помощью замечательных дневников ученика Малевича Льва Юдина, который в 16 лет попал к нему в мастерскую и сразу же начал вести записи. Эти дневники и легли в основу нашей выставки. Мы показываем то время, картины как бы взглядом самого Юдина, художника, который был очень тонким, чувствующим человеком, искренне любившим Малевича, несмотря на его трудный характер, стремление быть во всем главным. И в этом, на мой взгляд, оригинальность нашего проекта. Не говоря уже о том, что в экспозиции представлены уникальные работы, которые мало кто видел и мало кто знает. В процессе работы над выставкой мы делали открытия, может быть, не очень важные в глобальном смысле, но для нас они имели определяющее значение, и именно радость этих открытий мы сегодня надеемся разделить со зрителями».

Важнейшей частью московской выставки стал специальный проект «Я — Малевич» — новаторский эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предлагает зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции. С помощью смартфона, наушников и QR-кода игры «Я — Малевич» посетитель может выбрать, от чьего лица посмотреть выставку. Путешествие с каждым героем продолжительностью около 15 минут позволит зрителю — как впервые встретившемуся с авангардом, так и искушенному — погрузиться в хитросплетения художественной жизни начала ХХ века, пройти жизненный и творческий путь выбранного персонажа, по-новому взглянуть на авангардные произведения и понять, как зарождалось новое искусство 100 лет назад. Специальный проект доступен по входному билету на выставку и рекомендован для зрителей старше 10 лет.

Юлия Каптановская, управляющий партнер культурного и издательского проекта «Энциклопедия русского авангарда»:

«При подготовке специального проекта “Я — Малевич” мы в первую очередь отталкивались от направленности самого музея, потому что Еврейский музей — интерактивный, мультимедийный, инновационный. Музей всегда предлагает своим посетителям дополнительные возможности для знакомства с выставкой. И свою задачу мы видели также в том, чтобы вместо социальных сетей и компьютерных игр предложить людям музей. Кураторская команда “оживила” 10 персонажей — 10 художников, мы записали их истории от первого лица, и теперь у каждого зрителя есть возможность пройти выставку, прослушав звуковые треки, с одним из героев. Вы можете почувствовать себя Казимиром Малевичем или Львом Юдиным, Марком Шагалом или Константином Рождественским. Сам принцип этой интерактивной игры позволяет погрузиться во время, в котором жили художники, познакомиться с интересными фактами их удивительной жизни и испытать уникальные эмоции от перевоплощения в разных персонажей. И мы очень надеемся, что проект привлечет в музей аудиторию, ранее незнакомую с авангардом, поскольку мы сумели сложное представление об искусстве русского авангарда сделать простым и понятным».

Центральная тема выставки — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики.

Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника. Супрематизм стал одной из основ авангарда, глобально определил путь его развития, сделал его уникальным и неповторимым, а для учеников и последователей мастера теория беспредметности превратилась в своего рода религию.

Одним из главных источников информации о зарождении и развитии супрематизма являются дневники ученика Малевича, художника Льва Юдина, впервые опубликованные в 2017-м Ириной Карасик («Лев Юдин. “Сказать — своё…” Дневники. Письма. Документы. Свидетельства современников»). С опорой на исторические документы кураторы прослеживают формальные и неформальные связи художников, стремясь заполнить фактологические лакуны и детализировать представление о круге Малевича.

Впервые выставочный проект был показан в арт-галерее Ельцин Центра (5 ноября 2021 — 20 февраля 2022). Московская версия существенно дополнена и расширена, в том числе графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», живописью из Витебского областного краеведческого музея.

Александр Дроздов, исполнительный директор Фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина»:

«Я искренне хочу поздравить коллег не только с открытием прекрасной выставки, но и появлением в музее такого удивительного нового пространства, в котором много воздуха и где легко можно воплощать любые музейные композиции, не ограничиваясь в своих фантазиях. С Еврейским музеем и центром толерантности нас связывают давние отношения, я бы даже сказал, почти кровные, поскольку над дизайном музея работала одна из лучших компаний в сфере выставочного дизайна. “Энциклопедия русского авангарда” — тоже один из наших самых любимых партнеров, и, надеюсь, нас продолжат объединять и выставочная деятельность, и новые издательские проекты. Отдельно подчеркну, что каждый сделанный нами совместно проект — не шаблонный, это импровизация с каким-то интересным материалом. Сегодня, например, это — книга Льва Юдина, которую непременно стоит прочитать».

К выставке издан каталог, статьи для которого подготовлены британским историком искусства и президентом Общества Малевича Кристиной Лоддер, историком искусства и автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым, профессором Института искусства Курто в Лондоне Натальей Мюррей, историками искусства Ириной Карасик (Государственный Русский музей) и Татьяной Горячевой (Государственная Третьяковская галерея).

В рамках выставочного проекта в Еврейском музее пройдет серия образовательных и просветительских мероприятий для взрослых и детей, а также специальная инклюзивная программа.