Шамиль Шааев. Неотменимая модальность видимого

Главная » События » Шамиль Шааев. Неотменимая модальность видимого

Даты проведения: 1 февраля – 5 марта 2023

Площадка: ММОМА, Гоголевский бульвар, 10. Залы ШСИ

Куратор: Алиса Николаева

Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова  

Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют персональный проект художника Шамиля Шааева «Неотменимая модальность видимого». Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА.

 

В работах, представленных на выставке, Шамиль Шааев обращается к феномену взгляда с точки зрения истории и мифологии античности. Античность верит, что глаз проясняет видимое: прямой взгляд способен транслировать объятие, власть, агрессию, желание, а отказ от взгляда или его отведение — принятие, смирение, покорность. Название выставки отсылает к цитате из романа Джеймса Джойса «Улисс»,  в котором автор также обращается к античности, а именно — к поэме Гомера «Одиссея».

 

Выставка «Неотменимая модальность видимого» — это исследование чувственности, доведенной до максимума двумя эмоциями: страхом и наслаждением. Шааев в своих работах передает три образно схожих феномена: сна, смерти и наслаждения. Образы смерти, забвения и сексуального влечения оказываются зависимы от акта «смотрения», который только размывает границы между ними. 

 

В экспозиции представлены живопись на холстах и иконных досках, графика, объекты с элементами из керамики и текстиля. Серия «Долгие сны», посвященная разрушенному городу Помпеи, показывает андрогинных героев, которые скованы то ли экстазом, то ли сном, то ли смертью. В серии «У тебя слишком липкие руки» Шааев изображает фиговые листья, которыми обычно прикрывают наготу библейские и античные герои, и руки церковных скульптур. Руки, с одной стороны, канонически связаны с молитвенными ритуалами, с другой стороны, служат для того, чтобы закрываться от чужих взглядов. 

 

О художнике

Шамиль Шааев — художник и куратор. Окончил филологический факультет Башкирского государственного университета (2005-2010, Уфа), учился в аспирантуре на том же факультете (2010-2014). Выпускник Школы современного искусства «Свободные мастерские» (2019-2020). В 2020 году попал в шорт-лист конкурса «Турбулентность», который проводили Cultural Creative Agency и Республика Катар в рамках ярмарки современного искусства «Cosmoscow». C 2022 года резидент pop/off/art lab.  

О Школе современного искусства «Свободные мастерские»

Школа современного искусства «Свободные мастерские» — образовательная платформа Московского музея современного искусства для молодых художников и кураторов. Школа была основана в 1992 году группой художников и искусствоведов, среди которых Александр Пономарёв, Владимир Куприянов, Владимир Наседкин, профессоры МГУ Вера Дажина и Валерий Турчин. В Школе студенты имеют возможность учиться у лучших преподавателей, успешных деятелей культуры, известных философов и теоретиков современного искусства. В ходе обучения молодые художники и кураторы погружаются в художественный мир, участвуя в мастер-классах, групповых выставках, фестивалях. Будучи частью Музея, «Свободные мастерские» предлагают учащимся уникальную возможность изучать теоретические и практические аспекты современного искусства, находясь в его эпицентре. На всех этапах становления художника Музей и Школа оказывают ему значительную поддержку: участие в групповых выставочных проектах (ежегодные выставки молодого искусства «Мастерская», групповые проекты молодых кураторов), возможность организации первой персональной выставки (программа поддержки молодого искусства ММОМА).