Гобой - душа оркестра
Наверное, каждый из нас хотя бы раз слышал удивительную по своей красоте мелодию, написанную великим итальянским композитором XX века Эннио Морриконе - тему «Гобой Габриэля» (Gabriel's Oboe by Ennio Morricone). Эта музыка стала центральной в фильме 1986 года «Миссия», где главный персонаж - священник Габриэль завораживает своей игрой на гобое местную общину индейцев. Такой выбор создателей фильма и маэстро Морриконе не случаен - ведь гобой один из немногих инструментов, способный пробудить в человеке самые сокровенные чувства. Недаром его называют душой или сердцем оркестра за проникновенное и певучее звучание. Интересно, что в становлении гобоя важную роль сыграл король Франции Людовик XIV.
Мне посчастливилось поговорить об этом прекрасном инструменте с одним из ведущих гобоистов России, солистом оркестра Большого театра Александром Колосовым. Он рассказал об особом положении инструмента в оркестре. Дело в том, что гобой является хранителем строя. Перед началом концерта оркестр всегда настраивается, а для этого именно гобой дает всем музыкантам тон - ноту «ля», по которой каждый инструмент сверяется. Так происходит в любом симфоническом оркестре мира.
Гобой не только чарующий своей нежностью инструмент, но и один из самых технически сложных, что было официально зафиксировано в книге рекордов Гиннеса в 1989 году. Название инструмента можно перевести с французского языка как «высокое дерево» («hautbois»). Историки полагают, что самые ранние инструменты, похожие на гобой, были впервые использованы около 2800 г. до н.э. Многие разновидности инструмента были также найдены в Азии, Египте, Греции и Риме. Считается, что ближайшим предшественником гобоя является средневековый шалмей.
Особенно востребован гобой был в произведениях эпохи барокко, что связано с историей его развития. При французском королевском дворе музыка была непременным атрибутом публичного возвеличивания короля. Музыканты были задействованы в официальных протокольных мероприятиях и монархических празднествах. Часто такие события проходили на улице с участием множества зрителей. В середине 17 века во Франции был создан первый барочный гобой благодаря двум придворным музыкантам Жаку Оттетеру и Мишелю Филидору. Он предназначался для игры в ансамбле со струнными инструментами. Первое использование гобоя в оркестре относится к эпохе французского композитора Жана-Батиста Люлли, - итальянца по происхождению, его называют крестным отцом гобоя. При Людовике XIV он занимал должность главного инспектора королевской музыки, а также сочинителя инструментальной музыки при дворе.
Король Солнца глубоко уважал и ценил композитора, что, естественно, способствовало развитию музыкальной жизни того времени. Именно благодаря Люлли, гобой дебютировал в оркестре в 1657 году в балете его авторства «Больной Амур», а к концу 17 века уже стал основным инструментом ансамбля после скрипки. Затем, с течением времени инструмент ещё больше усовершенствовался.
На протяжении всей истории западной музыки гобой был одним из основных участников оркестра, но также использовался сольно, в оркестрах и камерных ансамблях. Современный гобой - это результат многолетнего развития, как в технологическом, так и в музыкальном плане, чему способствовали музыканты, мастера и композиторы. Необходимо отметить, что гобой был любим многими великими композиторами, которые использовали его в своих произведениях. Среди них: Куперен, Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Вивальди, Сен-Санс, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и многие другие.
Говоря о гобое нельзя не упомянуть и другую его разновидность - английский рожок (в переводе с французского «cor anglais»). В начале 18 века мастера преобразовали гобой да качча (в переводе с итальянского «охотничий гобой»), в результате чего появился новый инструмент. Александр Колосов утверждает, что у английского рожка более густое и бархатное звучание (инструмент звучит на квинту ниже). Одно из главных различий - это строй: у гобоя - он в С (т.е. «до»), а у английского рожка - в F (т.е. «фа»). Почему же рожок называется английским? И есть ли какая-то связь инструмента с Англией? Большинство специалистов убеждены, что к Туманному Альбиону инструмент не имеет никакого отношения, а связан с лингвистическими тонкостями. Согласно одной из версий, к инструменту первоначально изогнутой формы прикрепилось французское обозначение anglé (т.е. «изогнутый углом»), а потом его перепутали со сходно звучащим anglais (т.е. «английский»). По другой версии происхождение термина связано с изображениями трубящих ангелов на картинах той эпохи. Тогда новый инструмент стали называть по-немецки engellisch (т.е. «ангельский»), но впоследствии две буквы «e» и «l» выпали из названия и оно превратилось в englisch (т.е. «английский»). Вторая часть названия «рожок» - тоже случайна. Это скорее метафора, так как по своему строению английский рожок вовсе не похож на инструменты, произошедшие от охотничьего рога. В любом случае название закрепилось за этим инструментом и вошло в обиход.
Таким образом, благодаря увлечению Людовика XIV искусством, в музыкальном мире появились два новых прекрасных инструмента.
Автор - Нина Мищенко