14 марта в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» открылась выставка «Соткано»
14 марта в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» открылась выставка «Соткано»
Даты проведения выставки: 15 марта – 12 мая 2024 года
Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка
В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» открылась выставка «Соткано». В экспозиции представлено более 90 произведений, отражающих широкий спектр возможностей художественного текстиля, и его роль в творчестве современных авторов.
Куратор: Татьяна Рыкова, главный хранитель Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»
С древних времён нить
и процесс плетения ткани наделялись магическим смыслом и играли важную роль
в сложении мифов и легенд. Достаточно вспомнить нить Ариадны или Пенелопу,
ожидавшую Одиссея за ткацким станком. Применявшийся первоначально для
создания одежды и предметов быта, текстиль рано привлёк внимание
художников, что нашло своё отражение в декорировании народных костюмов, а
также в появлении уникальных шпалер и гобеленов.
С течением времени текстиль развился в самостоятельное направление в
искусстве, а художники, работающие с ним, стали использовать все
пластические возможности этого невероятно разнообразного материала. В
последние десятилетия авторский текстиль вышел за рамки декоративного
искусства и успешно существует в поле искусства актуального, в том числе
благодаря тому, что перестал быть лишь средством выразительности,
превращаясь подчас в объект исследования, в само художественное
высказывание. Традиционные техники ткачества, вышивки и коллажа в работах
авторов органично соединяются с технологическими экспериментами, являя
новые смыслы для знакомых художественных образов.
Выставка в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» состоит из четырёх разделов,
посвящённых различным формам использования текстиля в произведениях конца
XX — начала ХХI века, с несколькими более ранними примерами.
Мягкость и лёгкость материи, колышущейся от движения воздуха, привлекают
художников, которые используют полотно в качестве основы для своих
произведений. В работах Марии Арендт, Лизы Ольшанской и Аси Маракулиной
невесомое и подвижное текстильное полотно сочетается с подчеркнуто
графичной монохромной вышивкой, благодаря которой ещё лучше проявляется
структура ткани.
Одни авторы обращаются к уникальным свойствам фактуры текстиля. В данном
разделе выставки основное место отведено технике коллажа: сшивая вместе
разные по фактуре и цвету лоскуты, художники выстраивают композиции,
наполненные неожиданными коннотациями. В экспозиции представлена знаковая
работа Лидии Мастерковой «Композиция. Прилуки», созданная в технике коллажа
с использованием тканевых фрагментов. В текстильных работах Виталия Тюрлика
большое место отведено импровизации и приёмам спонтанного творчества.
Насыщенные по композиции работы сшиты из множества небольших фрагментов
вышедшей из употребления ткани, которая получает таким образом вторую
жизнь. Вдохновением для работ Ани Гросицкой послужили оптические иллюзии —
парейдолии. Вырезанные художницей из ткани формы были найдены в тающем
снеге, деревьях, трещинах и спутанных проводах. Сшитые вместе, они
превратились в большой сад, в котором важны все элементы композиции.
В современном языке слово ткань имеет множество значений: это не только материя, но и анатомическая структура материала и образа. Один из самых разнообразных разделов экспозиции посвящён произведениям, в которых традиционные технологии и текстильные принципы работы соединяются с новаторским подходом к самому материалу. Из грубой металлической сетки соткана кружевная скульптура Нади Зубаревой. Уязвимость конструкции, и вместе с тем, монументальность самой работы рождают удивительно точный и парадоксальный образ.
Другие авторы обращаются к традиционным формам работы с текстилем, перенося на них яркие и подчас ироничные художественные образы. Так, орнамент на ковре «Ти Ви Гудбай», выполненном по дизайну Юлии Маркос, представляет собой заставку, которая появлялась в каждом советском телевизоре после окончания программы передач. Евгения Эварт в работе «Под водой» обращается к актуальной экологической повестке: сотканная изо льна и хлопка рыба, окруженная волнами из полиэтилена и другими пластиковыми рыбами, становится символом хрупкости экосистемы. В работах художницы Милы Введенской особую роль играет структура ткани: мерцающая и парящая, создаёт пространство, в котором форма неотделима от содержания.
Последний раздел выставки объединяет произведения, которые являются
примером синтеза разных медиа и раскрывают огромный потенциал текстиля в
поле современного искусства. Важное место среди этих работ занимают
сайт-специфик объекты. На экспозиции представлен объект Александры
Островской «Точка опоры», первоначально подготовленный для павильона Миловида
в Царицыно.
Разделение на разделы выставки достаточно условно. Тем не менее, по мнению
куратора проекта, пространство экспозиции, «сотканное» из произведений
различных авторов, позволяет провести неожиданные параллели между работами
и взглянуть на них по-новому.
В рамках проекта запланированы кураторские экскурсии, пройдут мастер-классы
и встречи с художниками.
Организатор: Фонд
культуры «ЕКАТЕРИНА»
Даты проведения
выставки: 15 марта – 12 мая 2024 года
Ежедневно c 11:00 до 20:00 (понедельник выходной день)
Место проведения:
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Адрес: Москва,
ул. Кузнецкий мост, д. 21/5
Возрастное
ограничение: 6+
Стоимость билетов: 250
руб. – обычный, 100 руб. – льготный