Люксембургские депутаты сокращают полномочия великого герцога: порядок престолонаследия и суверенные прерогативы, закрепленные в Конституции
Великое Герцогство Люксембург делает еще один шаг к принятию своей новой Конституции, которая призвана стать более современной, основанной на нынешних ценностях страны, а также защищающей национальные символы. Последняя крупная поправка к Конституции 1868 года датируется 2008 годом. Среди множества внесенных поправок некоторые статьи касаются роли и полномочий суверена. На этой неделе Палата депутатов проголосовала за несколько поправок к прерогативам великого герцога, а также за включение правил престолонаследия в Конституцию.
Палата депутатов провела масштабный пересмотр конституции Люксембурга. В настоящее время депутаты Европарламента голосуют за поэтапное принятие предложенных поправок. В октябре прошлого года они проголосовали за поправки, касающиеся главы «Правосудие». Предложения были приняты. В этот вторник, 25 января, речь шла о голосовании по второй части, которая касается «государственной организации». В этой главе мы находим, в частности, роль главы государства.
Всего за текст проголосовали 49 депутатов из 54 присутствующих. Отметим одного воздержавшегося и 4 голоса против депутатов АДР (Реформаторская партия демократической альтернативы), популистской консервативной партии. Депутатам еще предстоит проголосовать по главам «Права и свободы» и «Палата и Государственный совет» в ближайшие месяцы, прежде чем окончательно принять новую Конституцию.
Хорошие новости для семьи Великого Герцога, это изменение не касается смены строя. Конституционная монархия сохраняется, хотя маневр включает сокращение некоторых прерогатив главы государства. Новая Конституция направлена, в частности, на ограничение ее полномочий исполнительной властью. Вопреки распространенному мнению, великий герцог до сих пор имел также, хотя и ограниченную, судебную власть. «Великий герцог, например, продолжал назначать судей, но только формально», — поясняет Ворт.
После публикации отчета Waringo по заказу правительства в 2020 году, который был своего рода внутренней ревизией в Великом Герцогском суде, был принят ряд мер. В отчете указывалось на некоторые организационные нарушения в окружении великого герцога. Чтобы исправить это, во Дворце была проведена глубокая реорганизация. Новая административная единица, окружающая суверена, теперь называется Maison du Grand-Duke. В новой Конституции говорится об этой администрации, которая «обладает правосубъектностью».
В отличие от других монархий, правила наследования престола были определены в рамках Нассауского пакта. Это внутренний регламент правящей семьи. Это время скоро закончится, так как в следующую Конституцию войдут статьи, в которых перечислены правила порядка престолонаследия.
Именно в статье 44 мы найдем набор конкретных моментов, касающихся порядка наследования. «Функция главы государства передается по наследству по прямой линии Его Королевского Высочества Адольфа, великого герцога Люксембурга, герцога Нассау, в порядке первородства и по представлению. Только дети, рожденные в браке, имеют право на наследование. В пункте 2 указывается, что любое лицо, фигурирующее в приказе, вправе отказаться от него безотзывным письменным актом. Палата депутатов также может исключить одного или нескольких лиц, приняв специальный закон, «когда того требуют исключительные обстоятельства».
Если больше нет преемника, Палата депутатов должна собраться не позднее, чем через 30 дней после смерти или отречения Великого герцога, чтобы назначить нового главу государства. Особые правила в случае недееспособности суверена позволяют назначать лейтенанта-представителя, а другие правила касаются учреждения регентства в случае, если суверен является несовершеннолетним.
Наконец, глава государства лишится некоторых официальных титулов. До сих пор счета были представлены на его имя. Этого больше не будет. С военной точки зрения Великий герцог Анри останется главнокомандующим вооруженными силами, но на самом деле эффективное командование вернется к правительству. Разумеется, статья 1 главы III, посвященная монарху, начинается с подтверждения того, что «Великий герцог является главой государства. Он представляет государство. Это символ национального единства и независимости. Его личность неприкосновенна».
Среди других прав Великого герцога измененных или неизменных, которые отмечены в Конституции, есть, в частности, «право присваивать дворянские титулы членам Великогерцогской семьи, никогда не имея возможности присвоить себе какую-либо привилегию». «Великий герцог назначает на государственные должности». Он имеет право «в определенных законом случаях отсрочивать или смягчать приговоры, выносимые судами». Конечно, монарх продолжает издавать законы, он «заключает и расторгает договоры». Наконец, «он принимает необходимые правила для применения правовых актов Европейского Союза».
Этот второй компонент также был предназначен для усиления национальных символов. Идет переоценка государственных символов. Государственный гимн Ons Heemecht (Наше Отечество) закреплен в Конституции, а также на флаге Люксембурга и даже на люксембургском языке. Теперь упоминается национальный герб, а также обозначение города Люксембург в качестве столицы. Более того, в статье 5, как указывает Wort, «Люксембург явно привержен европейской интеграции».