Два русских балета - символы новогодней поры
Каждый год накануне Рождества многие из нас стремятся попасть на балет, чтобы почувствовать новогоднее настроение и насладиться праздничной атмосферой. Чаще всего выбор останавливается на шедеврах, которые были написаны во времена правления императора Александра III русским композитором 19 века Петром Ильичем Чайковским: «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Балет «Спящая красавица» основан на сказке знаменитого французского автора Шарля Перро «Красавица спящего леса», которую он создал в 1697 году. Либретто было написано директором императорских театров Иваном Александровичем Всеволожским, который в 1888 году предложил Чайковскому сочинить музыку к новому балету. Костюмы героев были также сшиты по эскизам И.Всеволожского, а хореография принадлежит великому французскому балетмейстеру Мариусу Петипа. Необходимо отметить, что несмотря на то, что Петипа был французом, всю свою жизнь он связал с нашей страной: в России он дебютировал на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра, работал здесь в качестве балетмейстера и педагога, а затем получил и российское подданство.
Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене «Мариинского театра» в Санкт-Петербурге. Балет был встречен очень тепло и имел ошеломляющий успех - зрители смогли увидеть его 50 раз лишь за первые два сезона. С момента создания балета в России и за рубежом были поставлены несколько десятков версий «Спящей красавицы». Среди постановщиков в разные годы были: Александр Горский, Федор Лопухов, Юрий Григорович, Василий Вайнонен, Джорджо Саракко, Джон Ноймайер и другие. Одна из самых красочных постановок за последние годы (премьера состоялась в 2011 году) принадлежит испанскому хореографу, художественному руководителю балета Михайловского театра Начо Дуато.
Балет «Спящая красавица» состоит из трех действий с прологом. Он повествует о прекрасной принцессе Авроре, заснувшей по желанию злой феи Карабос. По предсказанию крестной матери Авроры - Сирени, принцесса сможет проснуться лишь тогда, когда ее найдет и поцелует принц Дезире. «Спящая красавица» - это не просто волшебная сказка, а история о противостоянии добра и зла, об этапе взросления и обретении прекрасной любви.
Вот, что писал о «Спящей красавице» П.И.Чайковского русский критик и искусствовед Александр Бенуа: «Теперь я уже не пропускал ни одного представления «Спящей» и как-то умудрился побывать на этом балете четыре раза на одной недели. Кроме того, я теперь слушал Чайковского где только можно, и в концертах, и в домашнем исполнении. То же увлечение «Спящей» помогло мне вскоре после того полюбить и всего «Евгения Онегина»».
Другое прекрасное произведение П.И.Чайковского, на которое люди по всему миру стремятся попасть в новогодние праздники - балет «Щелкунчик».
Он основан на рождественской сказке немецкого писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», которую он написал в 1816 году. Либретто было создано уже упомянутым Мариусом Петипа, а хореография принадлежит русскому артисту балета и балетмейстеру Льву Ивановичу Иванову. И в этот раз костюмы для балета были сшиты по эскизам И.Всеволожского, а также русского сценографа Евгения Петровича Пономарева. Премьера «Щелкунчика» состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре. Роли детей, кукол, гостей и солдатиков исполняли учащиеся Императорского Театрального училища.
Среди постановщиков «Щелкунчика» в разное время были: Федор Лопухов, Василий Вайнонен, Александр Горский, Юрий Григорович и другие.
Балет «Щелкунчик» состоит из двух действий с прологом. Он повествует историю о новогоднем празднике в доме семьи Штальбаумов, куда съезжаются гости. Среди приглашенных друг семьи Дроссельмейер, которого с нетерпением ждут дочь и сын Штальбаумов - Мари и Фриц. Чтобы порадовать юную девушку Дроссельмейер дарит ей куклу - Щелкунчика. Вечером Мари засыпает и видит волшебные сны… Новогодняя ночь становится для девушки своеобразным окончанием детства и переходом во взрослую жизнь.
«Щелкунчик» - это прекрасная история о любви, благородстве, смелости и победе добра над злом. Этот балет уже многие годы любим миллионами зрителей, и сегодня является неотъемлемой частью репертуара всех театров первой величины.
В этом году зрителей продуют не только прекрасные традиционные постановки «Щелкунчика», но и спектакль Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, в котором роли исполнят воспитанники Академии.
Каждый год в рождественский сезон мы с нетерпением ожидаем завораживающего путешествия в мир балета. И это неудивительно, ведь оба произведения - прекрасные сказки, дарующие нам ощущение волшебства, уюта и зимнего праздника.
Нина Мищенко