Техника живописи «Тюббизм»

Главная » Статьи » Техника живописи «Тюббизм»

Искусство многогранно, и иногда его многогранность проявляется через ограничения. Именно из ограничений зародился новая модернистская техника живописи - Тюббизм.  

Зарождение  

Зимин Алексей, родоначальник Тюббизма, писал свои картины в ограничениях: родители, с которыми он проживал, не переносили резкого запаха растворителей. Алексей хотел творить, и это желание вылилось в технике Тюббизм. 

 

         Алексей начал творить, не используя разбавителей. Не используя палитры и кистей. Он начал экспрессивно рисовать, выдавливая краску на холст, прямо из тюбика. Так и родилась первая картина в технике Тюббизм, в дальнейшем ее стали называть “Тюббизм №1”.  

 

Концепция техники Тюббизм 

Тюббизм зарождался в ограничении и продолжает им жить. Выдавливая краску напрямую из тюбика, невозможно добиться смешивания цветов, управлять толщиной линии или создавать полупрозрачные, легкие слои. Невозможно даже растушевать ее нормально по холсту для равномерного наложения. Из-за этого рождаются простые формы, характерные технике. Краска может накладываться в виде:

  • простых мазков;
  • змеек;
  • штриховки;
  • круга;
  • спирали;
  • зигзагов;
  • точек. 

На одной работе могут присутствовать как несколько видов нанесения краски, так один.  

 

Каждый изображаемый на холсте предмет требует адаптации. Требует от художника смотреть в суть, а не на форму. Каждый предмет беспощадно дробится и упрощается до форм Тюббизма.  

Таким образом, и зритель и художник приближаются к чистому созиданию, не имея фотографической точности изображения.  

“Предметы, писанные в стиле Тюббизма, подчинятся только мазку тюбика”, говорит Алексей Зимин 

 

Подчиняясь тюбику и примитивной форме нанесения, сюжеты в технике Тюббизм отличаются простотой и легкостью. Алексей Зимин признается, что работая в настолько ограниченной форме, приходится продумывать каждый сюжет до мелочей и ни один мазок не ложится случайно.  

Экспрессия, яркость и выразительность - так можно сказать о каждой картине этого направления.  

Как Тюббизм открылся публике? 

Алексей Зимин впервые организовал свою персональную выставку, будучи в десятом классе. И начинал он отнюдь не с абстрактных форм. Серия картин - были учебные этюды и пейзажи.  

Следующая большая выставка проходила на ВДНХ, когда художнику было 24 года. Удивительно лаконичные и простые работы сопровождались на выставке приколотыми булавками некогда живыми насекомыми. Таким образом, творец показывал зрителю историю, для каждого свою. 

За картинами до сих пор идет охота коллекционеров. Уже после, начав работать в технике Тюббизма, художник создал еще одну работу серии “насекомые” - тубовая бабочка.  

С тубовой бабочки и “Туббизм №1” и начался путь новой техники. Это была первая эпоха Тюббизма, названная «аналитическим Тюббизмом».  

 

Эпохи или фазы развития 

До «аналитического Тюббизма» был этап, названный художником  “мне жаль лишнюю краску”. 

Алексей как-то разложил перед собой свои краски и понял, что есть тюбики, которые давно не использовались в работе, а также дубликаты цветов. Зимин решил, что с красками надо что-то сделать и провел эксперимент, нанося краски из тюбика экспрессивными линиями. 

Поняв, что в этом есть смысл, художник начал стремиться к четким, не случайным формам вместо экспрессивных энергичных случайных линий.  

 

          Первый этап и основная эпоха – «аналитический Тюббизм». Алексей анализировал окружающие его формы и предметы и упрощал их до мазков тюбиком по холсту. На этом этапе создавались картины, изображающие обычные бытовые предметы, окружающие нас каждый день.  

Второй этап – «абстрактный Тюббизм». Логичное продолжение аналитического, ведь разобравшись и проанализировав простые формы, художник смог полноценно управлять тем, что выходит из под его тюбика. Теперь он может общаться со зрителем, используя абстрактную форму и более глубинное понимание.  

Художник пошел дальше и появился третий этап – «синтетический Тюббизм». Этот этап можно считать за движение, отдельное от аналитического, так как некоторые техники и принципы полностью противоречат друг другу в этих двух движениях. 

 

Так, в «аналитическом Тюббизме» мы наглядно видим огромные, искусственно созданные ограничения, в рамках которых художнику приходится работать, что заставляет его постоянно искать новое и анализировать объекты. 

«Синтетический Тюббизм» добавляет свободы, вымещая на холст другие техники, смешивая их с техникой выдавливания краски из тюбика, а также для него характерно разнообразие текстур и поверхностей для нанесения краски вместо обычного холста. 

В «синтетическом Тюббизме» можно смешивать техники, добавлять элементы декоративного искусства, текстуры, коллажирование.  

 

          Искусство ли это?  

Ценность техники Тюббизм в ломании стереотипов в голове людей и поиске новых форм и решений для творчества. Попробуйте нарисовать кошку, тюбиком. Попробуйте нарисовать солнечный свет тюбиком. Это задачи, требующие длительного анализа и поиска формы солнечных лучей, формы дождя или лета.  

При зарождении новых течений и техник публика и критики всегда задаются вопросом: “искусство ли это?”. И тут можно вечно дискутировать на тему того, что же является “настоящим искусством”. Одно известно точно: техника вызывает бурную реакцию зрителей и критиков. А выставки Зимина Алексея производят ажиотаж. Споры на тему легитимности такого искусства мы слышим каждый раз, когда появляется что-то новое, такое… что сложно принять.  

 

«Холст это место, о которое я вытираю краску» Алексей Зимин.